О картах.

 А Ширинян.

Мы живем по законам рыночной экономики. Слишком высокий стартовый взнос обременителен для участников, слишком низкий не позволяет свести концы с концами. Типовая смета одного дня городских соревнований в ее расходной части составляет от 20 до 25 тысяч рублей (зимой - больше), это не считая призового фонда и затрат на подготовку спортивных карт. Нетрудно подсчитать, что при 300 участниках средний размер стартового взноса составит около 100 рублей без учета перечисленных выше факторов. Летом участников больше, зимой меньше. В эстафетах участвует почти вдвое меньше спортсменов, чем в личных стартах. Проблематично проводить марафоны из-за больших затрат и меньшего количества участников. Вывод один - все городские старты должны иметь единую смету, для того чтобы компенсировать дефицит бюджета в одних видах программы за счет профицита в других. Да еще и наскрести денег для призового фонда и оплаты труда картографов.

Почему выживают многодневки, понятно. Во-первых, за счет большего числа участников (к нам пока еще едут люди из других регионов). Во-вторых, за счет использования относительно небольших по площади карт на три соревновательных дня. Для летних Чемпионатов города необходимо ежегодно готовить новые карты. Для стартов уровня Кубка или Первенства достаточно обновлять уже имеющиеся карты, что несколько дешевле. Но бегать по старым картам из сундука, пахнущего нафталином, не хочет никто, и это правильно. Сколько же стоит карта?

В настоящее время минимальный уровень оплаты работ по составлению карты находится на уровне 7 - 8 тысяч рублей за квадратный километр. В сложных районах (типа Кузнечного) эти расценки повышаются до 12 - 15 тысяч рублей. Не слишком ли, скажете Вы. Нет, не слишком. Для создания карты средней сложности картограф затрачивает около 50 часов на квадратный километр в поле и еще 10-12 часов при компьютерном вычерчивании. Это составляет порядка 6 - 8 рабочих дней в поле и 1 - 2 дней в помещении. Картограф занимается довольно  тяжелым и квалифицированным физическим трудом. Среднемесячная заработная плата в таких видах деятельности сейчас составляет от 20 до 30 тысяч рублей при 20-22 рабочих днях в месяц. Нетрудно подсчитать, что достойная оплата рабочего дня картографа должна составлять не менее 1000 рублей, из которых, кстати, от 100 до 200 рублей в день уйдет на проезд в район, а если поселить картографа в районе, то придется заплатить еще больше. Шесть рабочих дней в лесу и 1,5 дня за компьютером - вот вам и 7 - 7,5 тысяч рублей. Сложные карты в районах с мелким рельефом, труднопроходимым лесом, слабой сетью дорог обойдутся еще дороже.

Для того чтобы провести пять видов программы летнего Чемпионата, нужно не менее 10 квадратных километров. Упростим задачу, проведем марафон и эстафету по старым, но обновленным картам. Все равно, 6 - 7 квадратных километров сделать необходимо. К тому же карта для спринта, пусть маленькая, создается при повышенном уровне детализации, а это уже другие, более высокие затраты.

Подведем итоги. На создание карт для летних Чемпионатов необходимо около 50 000 рублей в год. Составление зимних карт и обновление летних карт для второстепенных видов программы (в том числе и Кубковых стартов) обойдется еще примерно в такую же сумму (может быть, чуть меньше). Где найти эти деньги? Либо у спонсоров (а спонсоров у нас нет, как уже было сказано выше), либо в ваших карманах. Даже в идеальном случае, при наличии государственного финансирования, расходы на картографию не предусмотрены никакими нормативными документами Росспорта, а, следовательно, и при проведении официальных стартов, финансируемых государственными структурами, эти средства приходится добывать другими способами.

Итак, сколько же стоит листок формата А4, который вы получаете на старте?

Карта для длинной дистанции (именуемой по классификации <кроссом>) должна иметь площадь 5 - 6 кв. км. Это в среднем от 40 до 50 тысяч рублей. Ее использование на двух стартах городского календаря предполагает тираж около 1 000 экземпляров. Еще столько же экземпляров можно планировать на два последующих года для стартов второго уровня, после чего карта умирает, ее надо обновлять. Да и ждать финансовой отдачи на протяжении нескольких лет весьма утомительно. С картографом надо рассчитываться по окончании его работы. Все же остановимся на цифре 2 000 экземпляров. Печать такого количества карт на принтере обойдется всего в 10 -12 тысяч рублей, но прибавим сюда оглашенную выше сумму, и мы получим реальную стоимость отпечатка карты - порядка 30 рублей. Это дорого? Это дешево. За рубежом вы не купите ни одну карту дешевле 2 Евро, а то и в два раза дороже. Заложим эту стоимость в смету соревнований, и мы получим 10 -15 тысяч рублей дополнительных расходов.

Допустим, что наши старты обходятся организаторам примерно в два раза дешевле, чем у соседей за границей (хотя это сомнительно, наш уровень цен не вдвое ниже), тогда и стартовый взнос должен быть также в два раза меньше. Разделим 8 -12 Евро (таков средний уровень платы за старт в Финляндии, например) пополам и получим 140 - 210 рублей. Так что 150 рублей для взрослых и 80 рублей для детей и пенсионеров не кажутся такими уж заоблачными величинами. Тем более зимой, когда участников меньше, а расходов больше (правда, карты подешевле, но тоже не бесплатные). Билет в кино стоит дороже.

В кино, конечно, мы не ходим два раза в неделю. Но в фитнес-зал кое-кто ходит, и знает, что дешевле это не обходится. Другое дело, надо ли стартовать 50 раз в год? Можно предложить упрощенную услугу на соревнованиях - после окончания официального старта приобрети карту и иди в лес, бегай. Если нужны сплиты, пожалуйста, вот чип, вот стартовая и финишная станции, вот считывающее устройство и принтер. Сколько такая услуга может стоить? 30 рублей карта, 10 рублей за использование труда начальника дистанции (зимой дороже), 10 рублей за электронное обслуживание, плюс аренда чипа, если нет своего. Итого - 50 - 80 рублей в зависимости от стоимости аренды чипа. Вас это устроит? Кого-то да, кого-то нет. Но по-другому не получится. Дешевле не будет.

Можно просто купить карту с дистанцией и пойти с ней в лес без учета времени. Кстати, для некоторых детских тренеров такой путь вполне разумен, ведь не секрет, что многие дети в первый раз в жизни берут в руки карту именно на соревнованиях. Не проще ли купить карты для каждого из начинающих и отправиться с ними в лес учить уму-разуму. И дешевле, и намного эффективнее. Такие услуги мы готовы ввести, если на них будет спрос.

Остальные расходы делятся на затраты материальные и заработную плату (и аренду инвентаря, кстати). Материальные затраты не очень велики, это изготовление номеров, разметочная лента, расходники для принтеров, бензин и т.п. Аренду у нас учитывать не принято, но ведь призма со стойкой и компостером стоит не менее 300 рублей, а электронная станция - от 2 000 до 3 000. Это оборудование время от времени ломается или просто исчезает бесследно, причем есть основания считать, что порой не без участия участников (тавтология здесь более чем уместна), увы. А ведь есть еще и компьютеры и принтеры, которым не слишком полезно работать в полевых условиях, есть тенты и палатки, которые время от времени приходится покупать или ремонтировать. Минимум пяти процентный уровень амортизации должен быть заложен в смету, чего, кстати, мы пока еще не делаем.

Теперь о зарплате. Надо ли платить людям? Можно не платить конкретным людям, если соревнования проводит дружный коллектив (читай, клуб), но тогда придется заплатить этому коллективу. Что в лоб, что по лбу, платить надо сбережения. . Может быть, платить поменьше?

А вы попробуйте пригласить кого-нибудь потратить свои выходные и работать в лесу в любую погоду рублей этак за двести. Да еще не абы кого, а квалифицированного судью. Хорошо, что у нас еще есть люди, работающие за скромное вознаграждение, но приглядитесь, кто из них моложе пятидесяти? А что будет через 5 - 10 - 15 лет?

Желаете немного заработать на судействе, постановке дистанций, составлении карт - пожалуйста! Учитесь, овладевайте навыками, иногда несложными (для рядовых судейских должностей), иногда очень непростыми (картография, например), и вперед. Работы хватит всем. У нас явный дефицит кадров, которые, как известно со слов одного, пусть и весьма одиозного государственного деятеля, решают все.

Итак, старты стоят столько, сколько они стоят, и платить за участие в них надо. Иначе придется жевать засохший кусочек сыра, рискуя попасться в мышеловку.

Другое дело - финансовая прозрачность. Наша финансовая деятельность по сути своей противозаконна, но мы готовы предоставлять отчеты о том, что собрали и кому раздали. Иначе не избежать волнений в массах и подозрений в воровстве и коррупции со стороны тех, кто платит за участие в соревнованиях свои кровные

Рейтинг сайтов Луганска и Луганской области Поставь на свой сайт! И участвуй в рейтенге! 
Hosted by uCoz